Эксклюзивные куклы Минска
Выставка авторских кукол «Дебют», которая сейчас правит бал в залах Музея современного изобразительного искусства, не совсем соответствует своему названию. Когда вы входите в светлые залы, на вас устремляются десятки маленьких глаз - повсюду там стоят, сидят и лежат куклы - но не дебютные, а вполне профессиональные, почти живые.
Материалы - разные, но в основном - фарфор, пластика, текстиль. Отдельная песня - наряды искусственных кавалеров и дам: ручная вышивка, бисер, юбки, тончайшие перчатки на миниатюрных руках. Образы, воплощенные в кукольных телах поражают воображение - у стены стоит «Незнакомка», - тонкая, таинственная, в черной вуали, будто та самая, описанная Александром Блоком. В углу - в смирительной рубашке - полубезумный Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты». «Солнышко» стоит у окна - рыжая сонная девочка в пижаме, с плюшевым мишкой в руках. «Марта-кружевница» с улыбкой Джоконды на лице сплетает рядом шелковые нити. Самурай, первоклассница, автостопщики, магистр черной и белой магии - маленькие искусственные люди, так похожие на настоящих, - будто дышат, будто наблюдают за вами.
Кажется, стоит отвернуться, как они начнут переглядываться, улыбаться и поправлять прически. У каждой куклы свой характер - у изнеженных барышень взгляды рассеянно-романтические, суровые пираты глядят мрачно и хитро, взоры сюрреалистических эльфов устремлены в одним им ведомые дали.
- Эти куклы созданы третьим выпуском школы кукольного дизайна, - рассказывает Ирина Штефан, руководитель школы, куратор выставки, - экспозиция уникальна тем, что все, что вы видите - это первые работы начинающих кукольных мастеров. Причем, важно отметить, что почти все из них не имеют художественного образования... Вот, например, эта кукла, - Ирина указывает на розовощекую красавицу в шелках, - сделана руками бизнес-леди. Автор «Ивана Бездомного» - работник теплосетей. Эта замечательная первоклассница сделана маркетологом, а вот это деревце («Ожидание осени» - прекрасная причудливая девушка-дерево) - детище журналистки.
Эти первые куклы наших учеников созданы по принципу «материал диктует человеку образ». То есть - что лучше получается, то и воплощается. Например, один из наших выпускников создавал куклу-мальчика, но все время получалась девочка. Так девочкой кукла и осталась. Уровень профессионализма - это принцип «человек диктует материалу», какой образ принять.
Что касается материалов, в основном, тут использован пластик - самозастывающий и запекаемый, и фарфор. Что касается работ из фарфора, то для них создаются стандартные формы, по которым отливаются части кукол. Потом шаблонные куклы гримируются и одеваются так, чтобы соответствовать разным образам. В сущности, это одинаковые, но в то же время и разные куклы.
- А сколько в среднем, уходит сил и времени на одну куклу, подобную этим?
- Средний срок создания подобной куклы - 5 месяцев. Но помните, что мастер-кукольник - это и конструктор, который собирает куклу, и скульптор, который лепит куклу, и портной, создающий ей наряд. А ведь кроме самой куклы и ее одежды, нужно смастерить аксессуары к ней - вот эти сумочки, портфели, веера, миниатюрные мишки, и прочее и прочее. А потом - разнообразные вышивки, литье... Создание куклы, это, конечно, целое искусство.
Кроме того, кукольный дизайн - это еще и психотерапия. Снимает многие комплексы у людей. Например, одной из наших учениц была женщина, которая работала в милиции. И когда она делала куклу, то у нее упорно не получались руки - кукла получалась со сжатыми кулаками. Только после второй куклы ладони раскрылись - и это была победа над собой в том числе... Наша основная задача - это освобождение похороненной в подсознании информации об объемных формах. Осязание - это ведь один из первых способов познания мира ребенком. Так что скульптура и мастерство кукольника - это прикосновение к своему детству...
Адрес Музея современного изобразительного искусства: пр-т Независимости, 47.
Тел.: (+375 17) 284 86 21
Выставка авторских кукол работает до 5 апреля.
При использовании материалов (полном или частичном) агентство настаивает на размещении в начале текста гиперссылки на первоисточник - interfax.by с выходом на конкретную страницу.
|